Маркетинг: что такое + 5 живых примеров

Расскажу про маркетинг со своей колокольни, по-простому и понятному. Учебники про маркетинг бывают полезные, читаешь, прям диву даешься — ух красота, какие примеры приятные про кока колу. А на деле — хрен бы кто это дал применить.

что такое маркетинг

Да и вы не кока кола — вам это не пригодится. Скорее всего, вас поможет маленький раздел про сбыт и рекламу. Бренды формировать рано, аудиторию исследовать ресурсов не хватит.

Что же пригодится обычному русскому предпринимателю?

 

Определение маркетинга

Если б надо было написать в учебник: Маркетинг — это наука о том, как манипулировать рынком, товаром и потребителями, чтобы поиметь с них побольше бабок.

Для понимания. Если вы думаете, как запаковать товар — это маркетинг. Какими средствами продвинуть его — тоже он. А кому продавать? Маркетинговый анализ! А как прибыли с этой системы больше получить? Маркетинг.

Есть еще такое мнение, что маркетинг — это здравый смысл. Откуда у вас будет здравый смысл в нише эзотерики, когда вы всю жизнь шины автомобильные продавали? Продать что-то в конкретной нише помогает только опыт, ибо везде свои правила.

Вопрос в том, что в каждой нише маркетинг свой. И в каждом рекламном инструменте он тоже свой.

Насколько применим маркетинг для вас

Представим, что вы ноль в коммерции и хотите туда пролезть. Будь то открыть свое или работать наемником.

Если открыть книжку Филиппа Котлера «Основы маркетинга», то там, вроде как, много чего полезного. Для «базы» стоит почитать, чтобы знать, какие инструменты тебе никогда не достанутся.

Как делать исследования, создавать товар, конкурировать и т.д. Потом ты смотришь какого-нибудь крутого спикера, который говорит, что мы опросили 10 000 посетителей наших магазинов, собрали с этого трехмерную математическую матрицу, и оказалось, что шампунь — говно!

Вывезет ваш стартапчик по автосервису такой просчет? А шаурма? А кофейня?

Реальность сильнее маркетинга

Идешь открывать шаурму и оказывается, что надо ПРОСТО найти проходимое место и сделать вкусно. Если про проходимость еще написано, то вкус линейкой не измерить. Куда тут учебник по маркетингу приложить?

А простую автомойку открыть? Ок, рекламироваться понятно, поставщиков найти легко, все сделали, открыли. И оказалось, что мойщики воруют пол выручки!

маркетинг и рынок

Поэтому, я могу сказать, что маркетинг — не панацея, надо опираться на знание ниши и жизни, а эти гадости из книг больше про рекламу крупного бизнеса. Как собственник, на этих размерах вы уже будете озабочены безопасностью бизнеса от государства и воровством))

Второй косяк классического маркетинга

Одна половина инструментов вам тупо недоступна — 10000 людей спроси, анкетирование сделай, не ошибись с выбором людей, смотри, чтоб не соврали и т.д. Потом проанализируй. Потом выводы сделай правильные.

Как правило, начинающий коммерс или маркетолог остается ни с чем на старте — денег три рубля и целая долина неизвестностей.

То есть, у вас тупо нет ресурсов на классический маркетинг.

Говнопортреты клиентов

Часто после прочтения книг по маркетингу, люди начинают рисовать портреты клиентов. Чаще всего жутко положительные, типа М 25-35, владелец бизнеса, пользуется эппл, тратить по 500к в месяц на бесполезное говно.

Во-первых, вы таких давно лично встречали?
Во-вторых, если таких много, то кто тогда дрочит на дешевое порно, смотрит дом2, пьет пиво и бьет жену? 90% России. Продавать нужно им.

И даже дело не в этом. Вот вы узнали, что у вас покупают часы люди 25-35 М, а дальше что? Искать, где тусуется 10% российского населения и предлагать всем подряд?

Что же делать?

Время этих портретов и исследований прошло, потому что этим невозможно пользоваться. Типа, какая разница, сколько человеку лет и какого он пола, если он ХОЧЕТ купить ваш товар?

Формирование товара

Начнем маркетинг с товара или упаковки. Классические ниши «ремонт бытовой техники», «продажа кирпичей» и фотопечать не поддаются никакой упаковке. Ты либо делаешь это хорошо и ДОКАЗЫВАЕШЬ это, либо нет. Уникальное торговое предложение кирпичу не придумать — ты либо дешевле, либо нет.

Хороший товар — тот, который решает ощутимую проблему. Позволяет похудеть на 30кг за неделю (2 кг в неделю не покупают), лечит от панических атак или делает тебя самой крутой обезьянкой на районе (айфон, часы, машины).

Останется лишь только объяснить, чем помогает, и показать доказательства.(портфолио, отзывы, фотки крутого васи с твоей крутой машиной, красивая модель в твоих лосинах и т.д.)

То есть, нашили ценность, что конкретно помогает, и рассказали об этом в рекламе и посадочных площадках (сайты, инстаграммы).

  • Домашний турник — помогает не подтягиваться дома, а накачаться
  • Протеин — это не дополнение к еде, а +5кг к массе (враки, а покупают именно за этим)
  • Айфон — это не позвонить, а крутой статусный дизайнерский элемент. Все для людей.
  • БМВ5 — это СПОРТИВНЫЙ седан (с двухлитровым дизелем, ага) для успешных пацанов. Это уже пример навязывания иллюзии на товар.
  • Интернет-магазин не требует маркетинга — он просто вызывает доверие к себе и помогает выбрать среди полноценного инструмента. Прилавку на рынке нужна только приятная тетка, которая громче всех кричит.
  • Мы ремонтируем стиральные машины — а вот мы, теплые и хорошие мастера. От доверия обратятся. Смотришь на дядю хорошего и думаешь, как хорошо, что он тебя не кинет.
  • Если мы продаем инфопродукты про бизнес — показываем довольных людей с деньгами после нашего курса. Мол вот Вася, он зарабывал 50к, щас 600к.

Какие тут нахер маркетинговые анализы, да? Решает доказательство вашей пользы.

Плохой товар — тот, от которого можно легко отказаться. Типа, нахер он нужен? Что он решает?

  • Деревянные ложки
  • Мебель из проволоки
  • Ожерелья ручной работы из не драгоценных камней

В итоге: Беремся за полезный товар. Если он классический, то просто вызываем доверие к себе и формируем конкурентное предложение (не дороже, не хуже). Если вы его придумали, то он должен решать фатальные проблемы, за которые люди готовы платить.

Кому товар продавать.

Тому, кто хочет, епты:

  • Продвинуть сайт по запросу, что вводит ваш клиент
  • Показать в директе всем ищущим
  • Завести тематические странички в инстаграмме, на ютубе и собирать трафик, который ХОЧЕТ КУПИТЬ
  • Отправить рассылки по базе
  • Давать пользу, писать статьи, видео по вашей тематике. Кто сам не справится — закажет у вас.

На крайний случай, заводить тематические связи. Продавцы костюмов общаются с ведущими свадеб, а сайтоделы с рекламщиками и продвиженцами. Никогда не стреляйте из пушки по воробьям — вам нужны конкретные люди.

Негативно — повесить рекламный баннер в центре города с товаром, который нужен 3% наблюдающим. Типа магазин спортивного питания. Сколько спортсменов его увидят? Не легче рекламу в фитнесклубах купить или контекст настроить? Тут да, включайте здарвый смысл.

Другими словами, берем полезный товар и подбираем под него рекламный инструмент, где ЛЕГЧЕ и ДЕШЕВЛЕ выцепить людей с конкретным желанием.

Как продать товар

Как нехрен делать. Определили ценность и запилили в объявление и сайт.

  • Наш турник поможет накачаться дома! +5кг в неделю!
  • Или наш трубогиб за 5 000р позволяет слепить самому целую беседку + фото беседок готовых.
  • Модная обувь зима 2020, оплата после примерки + фото крутых тапок.

Поняли да? В нужном рекламном источнике даем сообщение «Решаем вашу ценность». Сама суть продаже есть в статье про продажу услуг.

Это то, на чем, скорее всего, ваш маркетинг и закончится. Скорее всего, для конкретной компании вам надо будет на опыте выяснить, о чем вы все таки помогаете. Типа, 3 года мыл машины — открыл шиномонтажку. Иначе вы болей и ньюансов просто не узнаете.

Потом нанять кучу рекламщиков, чтобы они грамотно распространили сообщение по своим инструментам — они знают, как привести трафик с директа, получить подписки в инстаграмме и сделать сайт. Потом все это сводить в табличку и смотреть, что круче работает.

Мозгов у вас хватит максимум на один инструмент на пол шишечки, а до анализа вы вообще не додумаетесь. И умрете в операционке. Короче, судьба такая, что везде нужны компетентные люди, а решает все опыт.

Но есть еще полезности.

Маркетинг решает еще некоторые задачи

  • Выяснить, какой товар нужен существующей аудитории (опросить и сделать выводы)
  • Проанализировать, почему какая-то часть аудитории избегает ваш товар
  • Стимулировать существующий спрос (показать в рекламе, как жрут по две жевачки и выдавливают дохера зубной пасты на тюбик)
  • Ценовой маркетинг — с каким ценником денег будет заработано больше (99р или 148!)
  • Долгосрочные отношения с клиентами
  • Формирование бренда (какой-то личности или эмоционального окраса кампании)
  • Оптимизация производства, построение схем работы сотрудников и т.д.
  • Анализ конкуренции — чего предлагают, чем обставлять и как обособиться.

Короче, вариантов масса, вот только слов много сложных, а вам пока в них не поиграться. Но маркетинг читать рекомендую — примеры здравого смысла там все-таки водятся.

Чего почитать по маркетингу

Джек Траут: 22 непреложных закона маркетинга — шикарная книга про определенные закономерности, о которых не пишут в классической литературе. Куча пример о том, как делать не нужно, а как нужно. Полезный опыт.

Чтобы не тратить время — посмотрите короткий видос. И записывайте все мысли.

Книга за 30 минут: 22 непреложных закона маркетинга

Филипп Котлер — Основы маркетинга

Тут все просто — старая базовая литература от буржуев, которую пересказывает и перепечатывает весь русский рынок. Она посложнее, но как учебник канает.


Дальше вам может быть интересно про контент-маркетинг — самый долгоиграющий и дешевый инструмент.

2 КОММЕНТАРИИ
ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ
Please enter your comment!
Please enter your name here

  1. Т.е. считаете, что для малого и среднего бизнеса составлять для лендинга портреты ЦА типа Мария 45 лет бухгалтер, Олег 38 лет менеджер, прописывать боли и потребности каждого — лишнее?

    • ДА. ну и что, что ей 38, а кому то 45? А пол какое значение имеет?
      КАКУЮ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕШАЕТЕ и что вы облегчаете — куда более важное знание.